Русский язык онлайн. Бесплатно. Русский язык онлайн. Бесплатно.
       Главная   О проекте   Порядок обучения   Типовые вопросы   Горячая линия   Контакты                    
Учебных модулей:25
Зарегистрировано пользователей:10294
Сдано модулей(online):1868
Сейчас на сайте: 4
ОАО МТС
ГУП "Московский метрополитен"
Международный Туркмено-Турецкий Университет
Россельхозбанк
АТБ ОАО АК Якутия

Управление

Управление может быть предложным и беспредложным.
Возможно употребление в одном значении и предложной и беспредложной формы: интересный всем, интересный для всех. Причём формы с предлогом, как правило, ярче и четче выражают свое значение, например: охотиться летней порой – охотиться в летнюю пору и т. д. Разграничить значения в таких вариантах достаточно сложно. Иногда возможно параллельное употребление таких двойных форм, например: возвращаться поездом – возвращаться на поезде (но возвращаться машиной – НЕЛЬЗЯ).
Нужно быть внимательным в выборе различных конструкций, т. к. возможно двоякое толкование, например: письмо матери (к матери или от неё?); В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют (в работах подобного рода или данные подобного рода?).
Возможны и ошибки другого рода, это, прежде всего, нарушение синтаксических связей между зависимым и управляющим словом, например: Наряду с критикой следует пропагандировать положительные явления (получается, что нужно пропагандировать критику). А автор хотел сказать, что наряду с критикой нужно использовать пропаганду положительных явлений.

Выбор предлога
При выборе предлога, прежде всего, учитывается его смысловое и стилистическое значение.
В волнении – с волнением, в веснушках – с веснушками (полный охват и частичный)
В подтверждение – для подтверждения (для книжно-делового стиля и нейтральное)
У них разгорелся спор – между ними разгорелся спор (в первом сочетании важно, где разгорелся спор, во втором – участники этого спора) и т. д.
Синонимичный ряд образуют предлоги с изъяснительным значением: О, ПРО, НАСЧЁТ, ОТНОСИТЕЛЬНО, КАСАТЕЛЬНО. (Разговоры о поездке, насчёт поездки, про поездку, относительно поездки).
Синонимичны многие предлоги, выражающие пространственные отношения: у дома, при доме, около дома, возле дома, подле дома, вблизи дома и т. д. Однако и здесь можно найти стилистические и смысловые оттенки.
Гулять в лесу – гулять по лесу
Ездить в города – по городам
Идти по берегу – вдоль берега
Глядеть в небо – на небо
Отодвигать на край стола – к краю стола…


Предлоги В и НА
Предлог В в пространственном значении употребляется, если есть представление об ограниченном пространстве. Если такого значения нет употребляется предлог НА: машины стояли во дворе (в пространстве ограниченном домами или забором) – дети играли на дворе (вне дома). Антонимами будут предлоги В – ИЗ, НА – С: поехать в Крым – вернуться из Крыма, уехал на Кавказ – приехал с Кавказа.
1. С административно-географическими наименованиями употребляется предлог В, например: в городе, в районе, в области, в Сибири (сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка).
2. С названиями горных областей употребляется предлог НА: на Алтае, на Кавказе. Употребление предлога В при множественном числе придаёт сочетаниям значение «среди гор, в горах»: в Альпах, в Апеннинах.
Иногда сказывается традиция: в фотостудии – на киностудии, в деревне – на хуторе, на почте, на заводе. Важно также учитывать значение управляющего и зависимого слов: приехал на вокзал – вошёл в вокзал.
3. При названиях зрелищных организаций и мероприятий установилось такое употребление: в театре, в кино, в цирке (в помещении) – на концерте, на опере, на спектакле (на представлении)
4. При названиях учебных заведений используется предлог В: в университете, в школе, в колледже; при названиях частей учебных заведений используется предлог НА: на филологическом факультете, на втором курсе.
5. При названиях средств передвижения обычно употребляется предлог НА: на пароходе, на катере, на машине. Если употребляется предлог В, то имеется в виду нахождение внутри предмета: спал в машине, обедал в самолёте.

Синонимичны некоторые предлоги, выражающие временные отношения: в последнее время – за последнее время (определённый момент и определённый отрезок времени), в праздники – по праздникам (время совершения действия и его регулярность), в два часа – за два часа, к старости – под старость, к утру – под утро и т. д. Они тоже имеют различные, еле ощутимые оттенки значения.
Синонимичны также предлоги, выражающие причинные отношения: благодаря, ввиду, вследствие, в связи с, в силу, из-за, по причине и др. Предлог БЛАГОДАРЯ желательно употреблять в тех случаях, когда речь идёт о желаемых результатах: благодаря максимальной сосредоточенности он получил повышение (ср. поезд потерпел крушение благодаря небрежности рабочего).
Синонимичны предлоги О и ПО при глаголах, выражающих душевные переживания: скучать о доме – скучать по дому. Предлог ПО в данном значении может сочетаться с двумя падежами: дательным и предложным. Дательный обычно у потребляется у существительных: тосковать по брату, скучать по работе. Предложный – у местоимений первого и второго лица множественного числа: тоскуют по нас, скучаем по вас. В форме единственного числа местоимения могут употребляться в обоих падежах: тоскую по нему – по нём.
Предлог ЗА СЧЁТ употребляется в конструкциях, имеющих значение резерва: Мы увеличим мощность за счёт гидроэнергии; значение элементов, единиц целого: Он растянул доклад за счёт цитат; значение выигрыша за счёт ущерба для другой стороны: Увеличили кухню за счёт гостиной, сломав стену.

Выбор падежной формы
Прежде всего, здесь мы представляем таблицу соответствия предлогов и падежей. А затем мы рассмотрим особенности выбора падежной формы при использовании некоторых предлогов.

ПадежВопросыПредлоги
Именительный Кто? что?НЕТ
Родительный Кого? чего? С, ИЗ, У, ОТ, БЕЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ДО, ВОКРУГ, ДЛЯ, КРОМЕ, ПОСЛЕ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ПОЗАДИ, ВПЕРЕДИ, ПРЕЖДЕ
ДательныйКому? Чему?К, ПО, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО
ВинительныйКого? Что?В, НА, ЗА, ПОД, ПРО, ОБ, ОБО, СКВОЗЬ, ЧЕРЕЗ, НЕСМОТРЯ НА
ТворительныйКем? Чем?С, ПОД, НАД, ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД, СОГЛАСНО С, В СВЯЗИ С
ПредложныйО ком? О чём?О, В, НА, ПРИ


Выбор падежной формы зависит, прежде всего, от значения и смысла высказывания. Но некоторые конструкции допускают двоякие падежные формы. Они могут различаться стилистической окраской. В паре вершить судьбу – вершить судьбы второй вариант отмечается как характерный для официального стиля, в паре все боятся матери – все боятся дядю второй вариант имеет разговорную окраску.
Предлог ИСКЛЮЧАЯ в настоящее время сочетается с винительным падежом: исключая этот случай, исключая северную часть территории.
Предлог МЕЖДУ сочетается с родительным и творительным падежами: между сотрудников поднялся шум – между партнёрами разделили прибыль. Современному употреблению больше соответствует второй вариант.
Предлог СООБРАЗНО сочетается с двумя падежами: сообразно (чему?) учению и сообразно с (чем?) интересами страны.

Падеж дополнения при переходных глаголах с отрицанием
1. Родительный падеж обычно употребляется:
a. при наличии в предложении частицы НИ или местоимения либо наречия, в составе которых есть указанная частица: Это нисколько не облегчает чтения; Мы не имеем ни малейшего представления…
b. при разделительно-количественном значении дополнения: Не дать ли воды? Я вам дров не достану.
c. при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, желать, знать, хотеть): Не слышал печали в её словах.
d. при глаголах иметь, получать, доставать и других с частицей НЕ: не имеет комнаты, не получил приказа, не достал билета.
e. если дополнение выражено отвлечённым существительным: не даёт оснований, не теряет надежды, не скрывает радости.
f. в устойчивых сочетаниях, пословицах и поговорках: не даёт хода, не внушает доверия, не упускает возможности, не спускает глаз, не покладая рук.
g. при деепричастии и причастии: не получив ответа.
h. в безличных инфинитивных предложениях: Никому окон не открывать.
2. Винительный падеж обычно употребляется:
a. при указании на конкретный объект: не отрецензировал рукопись, не выпила молоко, которое оставила ей мать.
b. при выражении дополнения одушевлённым существительным, именами собственными: Ты не любишь мать; Вы не обманули Марию Николаевну; Не сдали фашистам Москву.
c. при неправильном порядке слов (дополнение перед сказуемым): Журнал я этот не люблю.
d. при форме совершенного вида глагола-сказуемого: Мы не отдадим это место.
e. при двойном отрицании: Не могу не сказать несколько слов о прекрасной работе наших сотрудников.
f. при наличии слов с ограничительным значением: Чуть не пропустил собрание акционеров; Едва не уронил стакан.
g. при распространении дополнения несколькими определениями: Не узнаю теперь в тебе тихую, молчащую, и ко всему равнодушную дочь, которой ты была.
h. при составном глагольном сказуемом: Директор долго не мог простить своим подчинённым эту шутку.
i. в устойчивых оборотах, пословицах: не вставлять палки в колёса, не рой другому яму и др.
j. если отрицание стоит не при переходных глаголах: не вполне понял задание, не очень люблю живопись.
k. при глаголах с приставкой НЕДО: недооценить силу противника; недолить стакан воды, недопечь пирог.

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления:
Обидеть на что-то – обижен чем-либо (обидеться на слова - обижен его словами), обращать внимание на что-либо – уделять внимание чему-либо (обращать внимание на оформление контрактов – уделять внимание подбору персонала), отчитаться в чем-либо – сделать отчёт о чём-либо (отчитаться в расходах компании – сделать отчёт о выполненной работе) и др.

Некоторые слова могут управлять несколькими падежными формами. Это связано, прежде всего, со значением глагола и его стилистическими возможностями.
Бросить что? куда? (бросить камень в воду), чем? (бросить камнем);
рассказывать что? о чём? кому? когда? (Он рассказывал нам историю о своих злоключениях после обеда);
жертвовать что? (жертвовать деньги) чем? (жертвовать всем ради победы);
ведомость чего? (расходов), на что? (на выдачу зарплаты) и т. д.
При этом в языке есть слова, которые могут управлять только одной формой: влиять на кого? что? (на избирателей, на ситуацию – вин. пад.)

В заключение хотелось бы сказать, что при составлении высказываний нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово, чтобы не возникало двусмысленностей и очевидных нелепостей. Если вы не уверены в конструкции, то лучше её заменить или свериться со словарём грамматических трудностей русского языка.

<<Пред. разделОглавлениеСлед. раздел>>

 
имя
пароль

зарегистрироваться
забыли пароль?

С.А.П.,Россия,02.03 22:26
Г.Э.Н.,Россия,09.01 21:20
Б.Н.Н.,Россия,18.11 22:01
Б.К.М.,Россия,04.11 14:30
С.В.В.,Россия,04.10 09:56
Л.Л.Л.,Китай,08.09 05:09
К.И.В.,Россия,06.09 10:40
Т.Г.А.,Казахстан,21.08 12:06
С.А.Е.,Россия,24.07 12:06
П.К.Ю.,Россия,21.07 16:17
Рейтинг терминов
Валюта таможенных платежей
Mibor
Риметирование
Последние обновления
Транспортный коридор
Кислота гиалуроновая (Acid Hyaluronic)
Витамины (от лат. vita — жизнь)
Вопрос пользователя
Экспат
Fmcg
Секвестирование

Материалы Статьи 2006 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Полное копирование материалов сайта запрещено.
При частичном копировании (не более 30% текста документа) материалов, индексируемая ссылка на www.MyLanguage.ru обязательна.
Политика конфиденциальности
 
Рейтинг@Mail.ru